На сегодняшний день на рынке широко представлены предложения обещающие проведение процедуры добровольной ликвидации чуть ли не за 15 тыс. руб. Однако, все чаще начавшие «дешевую» ликвидацию, становятся впоследствии нашими клиентами и несут затраты, многократно превышающие те суммы, на которые были готовы при принятии решения завершить ведение бизнеса.

За дешевой услугой по ликвидации в большинстве своем скрывается секретарско-курьерская услуга, в ходе которой клиент получает стандартный пакет документов по ликвидации для регистрирующего орган и осуществления формальных публикаций.

Мы принципиально не согласны с данным подходом и в данной статье постараемся объяснить, почему «дешево» может стоить очень «дорого» если речь заходит о ликвидации.

Достигнуть обозначенной цели мы постараемся рассказав, что скрывает за собой ликвидация и как ее сопровождаем мы. Ликвидация — это серьёзный процесс, несущий существенные риски для руководителей и собственников бизнеса. Официальная ликвидация не только подразумевает относительно длительную по времени процедуру (от 3 месяцев), необходимость публикаций, но и содержит риск проведения выездной налоговой проверки. Выездная проверка при ликвидации проводится независимо от того, сколько выездных проверок в отношении налогоплательщика было проведено в текущем календарном году.

На такие проверки не распространяются ограничения о недопустимости проведения более двух выездных проверок в течение календарного года.

Выездная налоговая проверка при ликвидации проводится по всем налогам. Проверке подлежит исчисление налогов за три календарных года, предшествующих году ликвидации (реорганизации). В том числе повторно задействуется период, который уже был проверен ранее в ходе другой выездной проверки. Эта особенность установлена п. 11 ст. 89 НК РФ.

Данный риск часто рассматривается как критический. И это не удивительно, ведь по состоянию на «01» октября 2018 года, 98,4% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями. При этом в среднем по итогам налоговой проверки доначисляется 16 млн. и еще порядка 7 млн пеней и штрафов. Заплатить 23 млн в бюджет по итогам налоговой проверки может позволить себе далеко не каждый бизнесмен. И напоминаем, речь идет об усредненных значениях, имеющих место быть в реалиях нашей экономики по состоянию на «01» октября 2018 года. Самое печальное, что эти значения имеют тенденцию к увеличению.

В ряде случаев именно из-за риска выездной налоговой проверки прибегают к инструментам альтернативной ликвидации. О рисках сопутствующих альтернативной ликвидации рассказано в статье «Альтернативная ликвидация фирмы и ее риски».

Сопровождая проведение добровольной ликвидации вашей фирмы, мы последовательно выполняем следующие этапы:

Этап 1. Предварительный анализ

Начать ликвидацию организации без данного этапа – равнозначно сформировать себе риск непредсказуемых затрат на закрытие бизнеса. Осуществляя предварительный анализ, мы ориентируемся на методику применяемую налоговыми инспекторами.

Нами осуществляется анализ бухгалтерского баланса, оборотно-сальдовой ведомости, изучаются сделки приобретения отчуждения имущества, расчетов с контрагентами и бюджетом. Следует отметить, что оценивать риск проведения налоговой проверки и сверяться по показателям налоговой нагрузки имеет смысл и для действующих организаций. Данная услуга предоставляется для наших клиентов.

На основании данных бухгалтерской отчетности нами прогнозируется риск выездной налоговой проверки.

Например, если у компании были активы, но незадолго до ликвидации они были выведены из отчётности, то оцениваются сделки по отчуждению активов на предмет возникновения обязательств по начислению и/или восстановлению НДС.

При оценке завершения расчетов с кредиторами/дебиторами прежде всего оценивается возникновение так называемой налоговой выгоды, безвозмездных сделок, сделок по прощению долгов, так как указанные операции влекут доначисления по налогу на прибыль.

Осуществляется проверка сделок с контрагентами, удельный вес работы по контрагенту и наличие так называемых налоговых маркеров (признаков однодневок). На основании указанных данных также прогнозируется риск отказа в вычетах по НДС и непринятию расходов для целей исчисления налога на прибыль.

Обращаем внимание: доначисления по налогу на прибыль и НДС могут быть сделаны и по итогам камеральной проверки деклараций отразивших вывод активов и изменение расчетов с дебиторами кредиторами.

Оцениваются собственные риски компаний, в том числе анализируются поступившие в организацию запросы, письма, требования и пр. со стороны налоговых органов и ФСС (в части завершения расчетов по больничным, декретным выплатам и пр.). Оцениваются метки по организации планируемой к ликвидации: недостоверность адреса, неполучение корреспонденции, массовость директора или учредителя, или их нахождение за пределами региона организации, планируемой к ликвидации.

Этап 2. Принятие решения о ликвидации

Принятие решение о ликвидации — это не только формальное изготовление решения от имени учредителей компании о добровольной ликвидации, это еще и решение целого блока вопросов:

Приемка/передача документов и материальных ценностей. Большинство наших читателей даже не подозревает какое огромное количество корпоративных споров возникает из-за упущения этого момента, а ведь это и риск субсидиарной ответственности генерального директора, и ответственность ликвидатора и нежелание учредителей погашать выявленные долги, из-за несвоевременного или некорректного оформления актов приема-передачи.

Оформление отношений с ликвидатором — это не формальный момент. В случае, когда в ходе ликвидации выявляются долги, которые не были выявлены в ходе предварительного анализа по причине его не проведения, желания сэкономить или банального не отражения в учете, предъявление штрафов и требований контрагентами и контролирующими органами, доначисления налогов, именно этот документ будет регламентировать разграничение ответственности между генеральным директором, ликвидатором и собственниками бизнеса, а также определять порядок действий ликвидатора при недостаточности имущества.

Также напомним, что если в ходе ликвидации будет выявлена недостаточность денежных средств, то ее преодоление возможно или через взносы учредителей либо через завершение ликвидации через процедуру банкротства.

Существенное значение для ликвидации будет также иметь выбор момента и места для начала ее проведения

Этап 3. Публикация и уведомление кредиторов

О начале процедуры ликвидации необходимо известить:

  • налоговую инспекцию;
  • кредиторов общества.

При этом фонды социального и пенсионного страхования уведомлять не надо.

Для извещения кредиторов необходимо:

1) направить в адрес каждого из них письменное уведомление (эта обязанность установлена абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ);

2) опубликовать сообщение о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

Обращаем внимание: Ликвидация может быть оспорена, если кредиторов письменно не уведомили. Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.05.2016 N Ф07-590/2016 по делу N А56-84276/2014, ФАС Северо-Западного округа от 11.11.2010 по делу N А13-16935/2009, ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2010 по делу N А21-705/2008, Арбитражного суда Уральского округа от 05.05.2015 N Ф09-2018/15 по делу N А07-17897/2014, ФАС Центрального округа от 27.10.2010 по делу N А54-154/2010 и так далее

Этап 4. Сверка с налоговой и ВНП

Проведение сверки обязательно для налоговой, но не для ликвидируемой организации. Тем не менее, мы рекомендуем осуществлять и инициировать проведение сверки расчетов, так как по итогам этой процедуры возникнет документ, подтверждающий отсутствие претензий со стороны налогового органа, размер переплат или задолженностей, которые во всех случаях придется погасить до завершения процедуры ликвидации.

Напоминаем также, что выездная налоговая проверка — это право, а не обязанность налогового органа. После получения решения о ликвидации налоговый орган осуществляет предпроверочный анализ деятельности организации. Инспекция понимает, что есть минимальный порог для доначислений, т.н. план по доначислениям, указанный порог варьируется по регионам и инспекциям. Налоговая проверка начинается задолго до вручения решения о ее проведении. На сегодняшний день все организации мониторятся налоговым органом в фоновом режиме при помощи целой массы программных средств – это АСК НДС-2 (программа позволяет определить разрывы в цепочке уплаты НДС сопоставляя информацию, предоставленную организацией и ее контрагентами) и СУР АСК НДС-2, выставляющая рейтинги в зависимости от наличия ресурсов, размеров уплаченных налогов и связи с однодневками и множество ПИК (однодневка, налог 3).

На сегодняшний день налоговая видит всех контрагентов в цепочке компании. Имущество, количество сотрудников и т.д. и т.п. как уже отмечалось ранее, если выездная налоговая проверка началась, доначислений не избежать.

Обращаем внимание: стремление поскорее завершить ликвидацию удовлетворяя устные просьбы чиновников о сдаче уточненных деклараций с небольшими доначислениями, приводящими аргументы, мол ряд контрагентов «покраснел», мол изменения осуществленные в балансе, а именно исчезновение ряда активов должно было сопровождаться уплатой налогов в объеме превышающий декларируемый, а значит где-то у вас есть ошибка и пр. чревато началом налоговой проверки по уточненной декларации. В ряде случаев мы рекомендуем компаниям доплатить, но в большинстве своем рекомендуем воздерживаться от сдачи уточненных деклараций. Из каждого правила есть исключения, которые решаются в индивидуальном порядке исходя из данных конкретной организации, поэтому здесь нет и не может быть универсальных советов.

Также нельзя забывать, что до завершения налоговой проверки, сдавать промежуточный ликвидационный баланс нельзя.

Этап 5. Инвентаризация

В рамках данного этапа осуществляется сравнение фактического и бумажного (по бух учету) имущества и обязательств. Именно на этом этапе могут выявиться когда-то выигранные, но фактически не исполненные судебные решения. Отсутствующие активы и т.д. Результаты инвентаризации оформляются документально по соответствующим формам (приказ Минфина 13.06.1995г. №49)

Инвентаризацию необходимо завершить до составления промежуточного ликвидационного баланса.

Составляя промежуточный ликвидационный баланс, ликвидатор сравнивает имеющееся имущество с заявленными требованиями кредиторов. При комфортной ликвидации данные инвентаризации бывают малоинтересны руководителем и собственникам бизнеса. Приняв решение закрывать бизнес они уже со всем простились, но невыполнение этого этапа в случае выявления враждебного кредитора может обернуться дорогой для руководителей и собственников бизнеса проблемой. Так в случае если по последней бух отчетности, имущество отражено, а по промежуточному ликвидационному балансу нет им неизбежно будут поставлены вопросы: куда делось? Кто ответственен за утрату имущества? Надлежащим образом проведенная инвентаризация помогает избежать ряда корпоративных споров и споров с кредиторами, в случае если завершить ликвидацию в отсутствие банкротства не удастся.

Этап 6. Прием и рассмотрение требований кредиторов

Напоминаем, после публикации, требования кредиторов предъявляются ликвидатору или ликвидационной комиссии. Порядок рассмотрения требований, обязанность вести реестр требования кредиторов, на сегодняшний день нормативно не регламентирован, однако промежуточный ликвидационный баланс должен содержать информацию о поступивших требованиях и результатах их рассмотрения. Учитывая вышеизложенное, мы настоятельно рекомендуем фиксировать и учитывать поступающие требования, отражая их также при составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Обращаем внимание: не уведомление или необоснованное отклонение требований кредиторов, позволяет им отменить ликвидацию. Не уведомление, позволяет взыскивать убытки с ликвидатора (постановление ВАС РФ от 04.12.2012 № 9632/12).

Этап 7. Составление промежуточного ликвидационного баланса

Форма промежуточного ликвидационного баланса нигде не установлена. Предъявляемые на местах требования ряда налоговых предоставлять промежуточный ликвидационный баланс, содержащий динамику за 3 года и прочие фантазии незаконны.

Указанный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого лица, перечень предъявляемых требований и результаты рассмотрения требований. Результаты могут быть оформлены расшифровками с примечаниями или в иной форме, позволяющей установить: отклонено или подлежит удовлетворению. Особое внимание следует уделить требованиям подтвержденным судебными актами.

Обращаем внимание: промежуточный ликвидационный баланс и бухгалтерский баланс — это разные вещи, хотя, безусловно, за основу может быть взята бухгалтерская форма. В активах промежуточного ликвидационного баланса отражаются данные подтвержденные результатами инвентаризации, в обязательства – поступившие требования кредиторов.

При сведении активов с пассивами – может возникнуть налоговая база для доначисления НДС. Целесообразность сведения и риск доначислений решается в индивидуальном порядке.

Промежуточный ликвидационный баланс нельзя составить ранее 2 мес. с момента публикации или если не вступили в силу решения судов, где организация выступала ответчиком или если выездная налоговая проверка не окончена.

Промежуточный ликвидационный баланс в налоговую предоставлять не обязательно. Она должна быть только уведомлена о его составлении. Целесообразность предоставления определяется исходя из рисков корпоративных споров или исходя из требований налоговых органов Во многих регионах не дадут завершить ликвидацию без его предоставления. Риски по отстаиванию права не предоставлять в судебном порядке решается в каждой конкретной ситуации индивидуально.

Напоминаем, в случае, если имущества недостаточно для выполнения требований кредиторов, ликвидатор в течение 10 дней должен подать в суд о несостоятельности. За невыполнение этой обязанности к ликвидатору может быть предъявлено требование о возмещении убытков.

Этап 8. Продажа имущества. Расчеты с кредиторами

Ликвидатор должен реализовывать имущество в соответствии с законом об исполнительном производстве. Данное правило нарушается практически поголовно. Если имущества хватает – то оно продается и с кредиторами рассчитываются, никто данные нарушения оспаривать не будет. В случае если ликвидатор вынужден инициировать банкротство. то у кредиторов возникнет право оспаривать действия по продаже имущества осуществленные с нарушением.

Напоминаем очередность удовлетворения требований отличается от ГК, ФЗ о Банкротстве.

1 очередь – возмещение вреда жизни и здоровью

2 очередь – зарплаты и выходные пособия

3 очередь – налоги и взносы

4 очередь – прочие кредиторы. Сначала основной долг, потом санкции.

На сегодняшний день для целей закрытия «лазейки» недобросовестного поведения с кредиторами сроки ликвидации ограничили одним годом. Напоминаем, когда начинается добровольная ликвидация – исполнительные производства приостанавливаются. Приостановка исполнительных производств позволяла начинать работу недобросовестным должникам. Недобросовестные организации с арестованными счетами уходили в добровольную ликвидацию и годами работали под прикрытием «вуали» ликвидации.

Этап 9. Налоги. Отчетность

Начало ликвидации не отменяет и не приостанавливает обязанность по сдаче отчетности расчета и уплаты налогов. Выполняет указанные действия ликвидатор. В соответствии с п. 3 ст. 55 НК РФ налоговый период по отчетности — до дня гос. регистрации ликвидации предприятия. Судебной практикой была скорректирована данная обязанность определив, что ликвидатор обязан скорректировать налоговый период, посчитать и заплатить налоговую задолженность до окончания ликвидации.

На сегодняшний день сдаваемая отчётность ликвидируемого предприятия проверяется преимущественно формально, что позволяет скорректировать некоторые ошибки учета возникшие в ходе деятельности. Данная корректировка может иметь существенное значение в случае отмены добровольной ликвидации.

Этап 10. Составление ликвидационного баланса

Составление ликвидационного баланса осуществляется после расчетов с кредиторами.

Форма ликвидационного баланса также нигде не установлена. Традиционно берется форма бухгалтерского баланса из которой рекомендуется убирать показатели на начало отчетного периода или периода предшествующего отчетному. Указанный баланс должен содержать сведения об оставшемся имуществе после удовлетворения требований кредиторов.

Оставшееся имущество распределяется между участниками. В ряде случаев при этом у участников возникает налогооблагаемый доход.

При наличии спора по распределению имущества осуществляется реализация имущества и распределение вырученных денежных средств пропорционально долей участников.

Этап 11. Завершение ликвидации.

В самый последний момент осуществляется закрытие счетов.

Также распространённым нарушением проведения процедуры ликвидации является уничтожение документации без передачи в архив.

Между тем сбором, подготовкой и передачей документации в архив при добровольном прекращении деятельности субъекта хозяйствования занимается ликвидатор или специально уполномоченный член ликвидационной комиссии. Он осуществляет:

  • определение стоимости хранения и включает ее в расходы по ликвидации;
  • составляет перечень документов, которые подлежат обязательной передаче в архив;
  • определяет срок хранения документации; определяет существенные условия договора с архивным фондом и непосредственная передача ценных с точки зрения хозяйственной деятельности бумаг.

Законодательством установлены следующие сроки хранения документов в архиве:

  • по личному составу – от 45 до 75 лет;
  • бухгалтерские документы и отчетность – не менее 5 лет; налоги и сборы – до 6 лет;
  • по страховым взносам и выплатам во внебюджетные фонды – не менее 5 лет.

Обращаю внимание читателей: началом срока хранения документов считается 1 января года, следующего за годом, в котором они были составлены (абз. 4 п. 1.4 перечня, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558).

Законодательно установленного права уничтожить или перестать хранить документацию в связи с ликвидацией юридического лица нет, а значит, все документы должны быть распределены по группам и срокам хранения и переданы в архив, где должны будут храниться до истечения сроков хранения. Документы подлежат передаче в государственный или муниципальный архив (п. 10 ст. 23 закона об архивном деле). Безусловно, первичная обязанность ликвидируемой компании передавать документы на хранение в государственный или муниципальный архив, прежде всего, обусловлена обеспечением социальных прав граждан, связанных с назначением трудовой пенсии. Установлена за неисполнение требования и административная ответственность, так за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.25 КоАП РФ, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей. Неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Однако, куда более мотивирующим фактором для исполнения обязанности выступает риск предъявления убытков к ликвидатору. В силу ст. 27 Закона об архивном должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Таким образом, лица, чьи права нарушены неисполнением обязанности передать документы в архив и как следствие не возможностью защитить свои права и интересы могут потребовать от ликвидатора возмещения убытков.

На данный момент мне известно только об одном случае привлечения к ответственности из неисполнения обязанности, арбитражного управляющего не исполнившего обязанность передать документы по ликвидированной через банкротство организации оштрафовали на 2,5 т.р., см Постановление третьего Арбитражного апелляционного суда от 3 ноября 2011 г. по делу № А33-10099/2011.

К сожалению, наш опыт показывает, что требования законодательства об архивном деле свидетельствуют, что не только коммерческие, но и государственные организации не в состоянии соблюсти требования архивирования документов для передачи в архив. Как следствие, процедура удорожается. Отсутствие нормативно прописанных сроков по передаче в архив, контролирующих лиц влечет за собой массовые нарушения данной обязанности. Но обязанность, тем не менее есть, а ее неисполнение может дорого обернуться.

Больше чем ликвидация

На сегодняшний день налоговая стала активно пользоваться приостановлением регистрации ликвидации. Основанием для приостановки являются и сдача какой-либо декларации, и отсутствие объяснений по исчезновению активов и недостоверный адрес и пр. Бороться или соглашаться – индивидуально решается.

Обращаем внимание: налоговая может правомерно попросить сдать отчетность, по сокращенному налоговому периоду непосредственно перед ликвидацией.

Наша организация осуществляет поддержку на всех этапах ликвидации и может провести ее под ключ, исключив по нашему усмотрению отдельные этапы или эпизоды. Кроме того, мы постараемся смягчить последствия и найти наиболее бюджетное решение по преодолению некорректно начатой процедуры. Наша организация осуществляет также юридическую поддержку при ликвидации организации через банкротство. Более подробно по услугам о сопровождении банкротства (порядке и возможностей консультирования, возможности подготовки юридических документов и их подаче вы найдете на страницах сайта)

Наша организация не осуществляет альтернативную ликвидацию и не продает дешевую ликвидацию, тем не менее, мы постараемся найти выход в случае если поиски «дешевых» вариантов закрытия бизнеса поставили вас в сложные ситуации

Услуги по сопровождению ликвидации и их стоимость

Наименование услугиЧто вы получитеСроки оказанияСтоимость, руб.
Устная консультация, не требующая предварительной проработки вопроса (в пределах 30 минут)Разъяснение по интересующему вопросу и рекомендации в формате доступном для пониманияВ течение 1 дня1 750 руб.
Устная консультация по ликвидации, корпоративному праву, банкротствуРазъяснение по интересующему вопросу и рекомендации в формате доступном для пониманияВ согласованный день2 750 за 1 час участия, но не менее 10 000

 

Выездная консультацияРазъяснение по интересующему вопросу и рекомендации в формате доступном для понимания в удобном для вас местеВ согласованный деньОт 10 000
Минимально рекомендуемый финансовый анализ предшествующий ликвидацииВы получите отчет в и расчет всех показателей в соответствии Постановление Правительства РФ №367, Постановление Правительства РФ №855, распоряжение ФУНД №31-р. Предварительный расчет показателей позволяет выявить риски вхождения в процедуру и часть рисков по субсидиарной ответственности, включая оценку риска налоговой проверкиот 10 дней с момента предоставления запрошенных данныхОт 35 000 руб.

(полный анализ от 100 000 руб.)

Анализ риска выездной налоговой проверкиПредварительный расчет показателей на основании данных вашей отчетности позволяет определить риски налоговой проверкиВ течение 3 (трех) дней с момента предоставления запрошенных данных15 000 руб.
Подготовка документов в рамках процедуры ликвидацииНеобходимый документ отвечающий установленным требованиямВ течение 3 (трех) дней с момента предоставления запрошенных данных2 750 руб. за 1 страницу (до 3 000 символов)
Ликвидация «под ключ»Сопровождение процедуры ликвидацииОт 3 месяцевОт 200 000 расходов + возмещение понесенных расходов (отправке уведомлений, публикаций, услуг архива, оплате пошлин и пр.) по подтверждающим документам с применением повышающего коэффициента 1,1

* в рамках оказания услуги под ключ, для целей сокращения стоимости услуг, отдельные этапы могут сопровождаться на уровне консультаций (мы осуществляем информационную поддержку) заказчик обеспечивает самостоятельное выполнение или игнорирование с принятием на себя рисков негативных последствий.