optimization

Оптимизация налогов или преступление?

Содержание:
Тенденции изменения налоговой нагрузки
Грань оптимизации и преступления
Тенденции доначислений
Что делать?
Как выбирают компании к проверке?
Как избежать уголовной ответственности?

Тенденции изменения налоговой нагрузки

Несмотря на формальное сохранение налоговых ставок, каждый из нас ощущает рост налоговой нагрузки.

Так, увеличения налоговой нагрузки по налогу на имущество добились изменением налоговой базы (ставки те же – платежи разные). Однако налоговая нагрузка растет  не только за счет изменения порядка исчисления налогов, но и за счет усиления налогового администрирования. При этом рост собираемости налогов опережает рост ВВП. Так, за 2016 год разница между указанными показателями составила более 1 процента.

Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета, в тыс.руб.Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доход консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в тыс.руб.Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы местных бюджетов в тыс.руб.Поступило всего налогов, сборов, иных обязательных платежей, в тыс. руб.Валовой внутренний продукт в текущих ценах, в тыс. руб.Год
6 880 450 0086 907 849 874971 115 77514 759 415 65783232600000,02015
6 929 136 6797 553 747 5811 012 475 15515 495 359 41586043600000,02016
100,7076088109,350199104,2589546104,9862662103,3772825

На 2017 год был запланирован рост собираемости налогов на 10 %. Цифра не только достигнута, но и перевыполнена: 14,3 триллиона рублей получил консолидированный бюджет Российской Федерации за десять месяцев текущего года. Это на 19,1 процента больше, чем за тот же период в прошлом.

Обращаем ваше внимание на Письмо ФНС России от 12 октября 2017 г. № ГД-4-11/20547. В указанном письме сделан акцент на необходимости обеспечения более высоких темпов поступлений страховых взносов по сравнению с темпами роста среднемесячной номинальной заработной платы по субъектам Российской Федерации. Это означает, что запланировано поступление налогов и сборов, которыми облагаются доходы граждан, с увеличением в объеме, превышающем статистические показатели по динамике роста заработной платы. Иными словами, в ближайшее время ожидается новый виток активности налоговых органов, связанной с работой зарплатных комиссий, проведением опросов сотрудников и проверок по заданной теме.

Таким образом, жить мы лучше не стали, а вот платить больше уже начали. Следует также отметить общую тенденцию: растет число законодательных инициатив, направленных на снижение степени государственной поддержки, которая заменяется установлением обязанности по уплате целевых сборов и налогов. Так, в связи с необходимостью возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, была введена система «ПЛАТОН», формально не являющаяся налогом. Указанная система существует одновременно с транспортным налогом и акцизами на бензин. Обращаем внимание: плата в систему «ПЛАТОН» уменьшает транспортный налог к уплате только по конкретному транспортному средству и на налог за другие автомобили не влияет (Письмо Минфина от 13 января 2017 г. № 03-05-05-04/739).

А чего только стоит рассматриваемое Государственной Думой введение налога на смерть!

Грань оптимизации и преступления

Существующее налоговое законодательство сложное и запутанное. Несмотря на введение норм, которые должны были бы упростить жизнь бизнеса, с каждым годом практика применения законов легче не становится.

Естественным является желание не переплачивать налоги. Казалось бы, вот и инструменты: различные системы налогообложения, налоговые льготы, вычеты, изъятие из налоговой базы.

Основными признаками уклонения от уплаты налогов являются:

  • сокрытие выручки – это не только отпуск продукции, услуг, работ без документов, подмена или неотражение каких-либо сведений в выданных первичных документах, проведение оплаты, минуя расчетный счет организации, но и отражение выручки как займа. Значит, даже часть стоимости, переведенная плата за коммерческий кредит вполне может так толковаться;
  • завышение расходов – это не только приобретение товаров по завышенным ценам или приобретение виртуального товара и использование фиктивных документов, но и заключение договоров с заведомо большими санкциями, под видом которых производится часть платежей или которые выставляются при необходимости, передача в личное пользование имущества организации без уплаты налогов;
  • мнимые сделки и подделка документов – это и фиктивное завышение затрат путем приобретения товаров, работ, услуг у технических компаний, и формальное зачисление на работу инвалидов с целью получения налоговых льгот, ведение работы под видом деятельности, в отношении которой может применяться льготное налогообложение (псевдоинновационных производств, сельского хозяйства, регистрация юридических лиц и открытие счетов на недееспособных лиц и т.д.), искусственное разделение бизнеса.

Указанный перечень не является закрытым. Более того, видно пересечение ряда признаков, и из приведенных пояснений понятно, насколько тонка грань законной оптимизации и преступления.

Напоминаем, что умышленная неуплата налогов позволяет налоговым органам применить штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Осуществление платежей в пользу фирмы-однодневки расценивается налоговыми органами как доказательство уклонения от уплаты налогов (п. 1 Методических рекомендаций «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК России, ФНС России (письмо ФНС России от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@)).

С 19 августа 2017 года в Налоговом кодексе Российской Федерации появилась статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Основным критерием для доначисления налогов становится реальность хозяйственной сделки.

К числу способов искажения сведений об объектах налогообложения, которые будут квалифицироваться по новой норме, в соответствии с разъяснениями, приведенными в письме ФНС РФ от 31 октября 2017 года № ЕД-4-9/22123@, будут отнесены такие действия, как неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Указанные действия могут возникать в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также в результате отражения налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения. Следует отметить, что письмо содержит открытый перечень способов искажения сведений об объектах налогообложения, а это значит, что он неопределенно широк.

Кроме того, у налоговых органов с каждым днем увеличивается степень автоматизации контрольных мероприятий.

С 1 октября 2017 г. заработала система АСК НДС-3. Новая программа способна проследить весь путь движения товара, а не только декларации и данные с кассовых аппаратов. База данных является общей с Федеральной таможенной службой, а номера ГТД указаны в счет–фактуре.

Помимо вышеупомянутой программы существует порядка 120 программных средств, с помощью которых можно контролировать, в том числе, исчисление и уплату налогов. Среди них, например:

  • FIRА PRO (база для анализа информации о юридическом лице и его владельцах);
  • ПК «Визуальный анализ информации» (программа автоматически выводит в графическом виде картинку структуры бизнеса, доходов собственников на основе формальной и неформальной информации. Нечто подобное существует в базах проверки контрагентов «Коммерсант картотека», «Контур-фокус», «Дельта безопасность» и т. д.);
  • ПИК «Однодневка»;
  • ПИК НДС;
  • ПИК «Доход»;
  • ПИК «Таможня»;
  • ПИК «ВНП-отбор»;
  • ПИК «Истребованные документы»;
  • ПИК «Налоговые Схемы»;
  • ПИК «Досье рисков»;
  • ПИК «Недействительные паспорта».

Нарушения при оптимизации позволят не только доначислить налоги, но и поставить вопрос о привлечении руководителя к уголовной ответственности.

Риск уголовного преследования за неуплату налогов возникает в случаях, отраженных в таблице:

НарушениеСумма недоимкиШтрафПринудительные работыАрестЛишение свободы
Уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном размере5 млн. рублей за 3 года, если доля недоимки превышает25% всех налогов к уплате; 15 млн. рублей (без доп. условий)от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 года до 2 летдо 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без таковогодо 6 месяцевдо 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
Уклонение от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере15 млн. рублей за три года, если доля недоимки превышает50% всех налогов к уплате; 45 млн. рублей (без доп. условий)от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от 1 года до 3 летдо 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без таковогодо 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового

Тенденции доначислений

Анализ материалов проверок, прошедших через нас за последние полгода, показывает, что главной, а зачастую и единственной причиной доначислений сумм налога являются не ошибки бухгалтерии по исчислению налогов как таковых, а выявление так называемого проблемного контрагента и снятие по нему с расходов и вычетов. Иными словами, налоговые органы выявляют фирму-однодневку или компанию, имеющую ее признаки, и проверяют все проводимые ею хозяйственные операции.

Взгляд налоговых органов на признаки однодневок был отражен в Письме ФНС России от 24 июля 2015 года № ЕД-4-2/13005@ и с тех пор существенно не изменялся.

Под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т. д.

Таким образом, факт сдачи отчетности контрагентом не означает того, что фирма не может быть отнесена к однодневкам. Наличие посредника в отсутствие разумной экономической или иной причины (деловой цели) является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. А значит, если вы покупаете товар не у производителя, заказываете услуги не у исполнителя, то вам следует быть готовым отвечать на вопросы и позаботиться об объяснении, зачем привлечен посредник на стадии заключения договора. Налоговики однозначно будут подозревать, что контрагент – однодневка, если у него не хватает имущества или персонала, чтобы исполнить договор. Если ресурсы компании позволяли достигнуть выполнения результата своими силами, именно на этой версии будут настаивать налоговые органы. Вероятность положительного для налогоплательщика исхода данного спора невысока (см., например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2017 г. № Ф04-6993/2017).

Что делать?

Таким образом, ключевое значение в рассматриваемом вопросе приобретает проверка контрагента. На стадии заключения договора будет не лишним запросить документы и так называемые комфортные письма, которые будут содержать пояснения, каким образом и за счет каких ресурсов ваш контрагент исполнит обязательства.

Обращаем внимание: в силу п. 2 ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

При нарушении налогоплательщиком хотя бы одного из указанных условий последует отказ в учете расходов и вычетов.

Таким образом, чтобы принять сделку для целей налогообложения, следует на стадии заключения договора озаботиться сбором доказательств цели сделки (ее можно указывать отдельным пунктом в листе согласования при наличии практики составления листов согласования в вашей организации или указывать на отдельном листе, прикладывая к каждому договору) и ресурсов ее исполнения. Соблюдение этого правила существенно упростит, а значит, и удешевит юридические услуги по сопровождению налоговой проверки и, при необходимости, оспариванию ее результатов. Обращаем ваше внимание: по состоянию на 1 октября 2017 года было проведено 14 884 выездных проверки, из них 14 739 выявили нарушения (а это 99,03 % от общего числа). То есть только 145 проверок закончились для налогоплательщиков без доначислений. Объем доначисления налогов на указанную дату составил 169 875 310 тыс. руб. То есть в среднем по каждой проверке доначислено порядка 10 млн руб. Объем доначислений со штрафами и пенями составил 238 030 586 тыс. руб., то есть полные доначисления в среднем составляют более 16 млн рублей на одну организацию. А значит, риск уголовного преследования по итогам проверки более чем существенен.

Как выбирают компании к проверке?

Кандидатов на проведение выездной налоговой проверки (ВНП) налоговые органы выбирают на основе информации об их деятельности и Концепции системы планирования ВНП по следующим критериям (Письма Минфина России от 23 июня 2016 года № 03-02-08/36472, от 14 февраля 2017 года № 03-02-08/7955, от 15 февраля 2017 года № 03-02-07/1/8547):

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы.
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т. п.
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для рассматриваемой сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Наличие следующих признаков у компаний, контрагентов:

  • массовый руководитель;
  • массовый учредитель;
  • массовый адрес регистрации;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (отсутствие рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц);
  • отсутствие сайта контрагента.

Перечисленные факторы позволяют вам самим оценить свою компанию и контрагентов. Как уже отмечалось ранее, выборка в настоящее время в значительной степени автоматизирована.

Тем не менее анализ нашей практики позволил сформулировать более узкий перечень индикаторов, позволяющих оперативно определить вероятность попадания компании в план выездных налоговых проверок.

Индикатор 1. Компания попала в выборку по предварительному отбору и была приглашена на одну или несколько комиссий, таких как:

  • комиссия по убыткам,
  • комиссия по НДС,
  • зарплатная комиссия.

Индикатор 2. Осуществляется сбор и анализ информации по вашей организации. Внесение нами в договоры специальных юридических конструкций позволяет увидеть этап увеличения числа встречных проверок, затрагивающих организацию.

Индикатор 3. Увеличение числа требований и запросов по организации.

Непредставление ответа на запросы об участии в комиссии или отправка формальных ответов существенно увеличивают вероятность включения в план проверок. Подготовка разумного объяснения негативных и рисковых факторов в большинстве своем позволяет отсрочить или существенно снизить риск назначения выездной проверки.

Личное наблюдение: выездные проверки чаще назначаются в организациях, имеющих имущество и активы (оборудование, транспорт, здания, помещения). Кроме того, налоговые органы обращают внимание на случаи, когда компании возглавляются лицами или находятся в собственности лиц, чьи декларируемые доходы не позволяют иметь в собственности имущество, которым располагают (дома, квартиры, машины, яхты и пр.). Иными словами, приходят туда, где есть вероятность не только доначислять налоги, но и получить фактическое исполнение. С учетом усиления тенденции субсидиарной ответственности руководителей по итогам банкротства критерий наличия активов у собственника стал играть более чем существенную роль. Более подробно о субсидиарной ответственности вы можете прочитать в статье «Тенденции взыскания долгов».

Как избежать уголовной ответственности?

Казалось бы, ответ должен лежать в плоскости «а ты не воруй». Но, к сожалению, реалии налогового администрирования и практики ведения бизнеса в России построены таким образом, что даже если вам кажется, что вы платите все налоги и не занимаетесь оптимизацией, это не означает, что к вам не могут быть предъявлены претензии. Размытость понятия фирмы-однодневки, тончайшая грань между посредником и номиналом, практика встраивания фирм, забирающих откат, влекут за собой то, что доначислять налоги можно практически любому.

Основной нормой, регулирующей рассматриваемые правоотношения, являются положения п. 2 примечаний к ст. 199 УК РФ. В соответствии с ним лицо, впервые совершившее уклонение от налогов, сборов, подлежащих уплате организацией и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ. Аналогичные положения содержатся в примечаниях к ст. 199.1 УК РФ. Иными словами, первый раз любое лицо может уйти от уголовной ответственности, компенсировав потери бюджету и заплатив все штрафы и пени. Легко сказать, но где денег взять?

Анализируя бизнес, мы не раз видели, что зачастую юридическое лицо существует и получает прибыль только до того момента, пока не начинает платить налоги. Так, ставки большинства перевозчиков позволяют работать в ноль, только если машины ездят с перегрузами, а налоги не платятся. Более того, попытки сказать, что нельзя строить бизнес, исходя из допущения «мы это не заплатим, а это не сделаем, и тогда у нас будет что на хлеб намазать», вызывают бурю протеста, мол, «все так работают», и потерю клиента. Все так делают до определенного момента, о чем мы уже неоднократно писали, равно как и о том, почему зарплата в конвертах – это одно из базовых слабых мест большинства предпринимателей.

Возвращаясь к вопросу, подчеркнем, что уголовное дело может быть заведено, если установлен умысел должностного лица в применении схемы по неуплате налогов на сумму более 5 млн руб. Таким образом, если за проверяемый период должностные лица менялись (например, на смену одному генеральному директору приходил другой), и отдельно по каждому руководителю не набирается недоимка на сумму свыше 5 млн руб., то и уголовной ответственности не будет. Кроме того, избежать ответственности удастся, если обвиняемый сможет доказать, что вообще не имел умысла на снижение налоговой нагрузки.

Однако обращаем ваше внимание на то, что построение бизнес-модели из допущения неуплаты налога является сомнительной азартной игрой. Так, фиктивная смена директоров чревата риском уголовного преследования по ст. 173.1 УК РФ, которая предусматривает преследование за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах. Поэтому убедительно рекомендуем направить энергию не на поиск ухода от ответственности за незаконные действия, а на качественную оценку рентабельности своего бизнеса. Примите как свершившийся факт тенденции изменения налогового администрирования, направленного на обеспечение уплаты налогов. То, что работало вчера, сегодня уже не работает.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *